История Свято-Михаило-Архангельского храма.
24.11.2011 16:50

Казачий храм станицы Крымской

В 1862 г. была основана станица Крымская как крепостное поселение Крымского полка. С течением времени бывшие солдаты, ставшие казаками, и казаки  Адагумского  казачьего полка обзавелись семьями. Здесь обосновалась 201 семья.

В 1862 году Кубанской епархией сюда был направлен священник о. Иоанн Вербицкий, через 2 года на месте бывших казарм Крымского полка заложили храм Михаила Архангела и освятили станицу. В 1868 г. строительство храма было окончено.

Почему храм в казачьей станице освятили в честь Михаила Архангела? Потому, что архангелы – это небесные учителя, которые наставляют людей, как им устраивать жизнь по законам Божиим. Архангелы участвуют в выборе жизненного пути человека, и направляют его на единственно верную дорогу. Первый из верховных ангелов – Поборник Славы Божией Михаил, что означает «кто как Бог». Он архистратиг, то есть вождь всех Сил Небесных. Это он возглавил небесное воинство в битве против тёмных сил. Особенно почитается Архангел Михаил среди служивого народа.

Поэтому, видимо, в казачьей станице, где большая часть населения – военные, храм был освящён в честь Архангела Михаила.

Вот строки из воспоминаний старожилов и тех единичных документов, которые хранились в государственном архиве и были опубликованы в периодической печати. 

Храм был очень красив, многокупольный, белокаменный, с высокой звонницей, большими колоколами. Как истинное произведение архитектурного искусства, храм был настоящим украшением станицы. Располагался он на месте современного парка им. Тельмана. 

"В колокола звонили по праздникам - к утрене, обедне и вечерне; большой колокол гудел набатом при пожарах, наводнениях..." В колокол отбивали и время - каждый час.

"Богатое убранство, три алтаря (один главный посредине и два на будние дни), был большой хор..."

"Церковь была обнесена сплошной металлической оградой, с калиткой и воротами с западной ее стороны - со стороны главной улицы станицы. Слева... стояла  сторожка, у которой находился бетонный колодец - бассейн для сбора дождевой воды"….

При храме работала церковно-приходская школа.

Священники не только совершали службы, но и преподавали в этой  школе. В школе было два класса, и она "содержалась за счет церкви. Обучались все, в основном беднота, т.к. обучение было бесплатным. Преподавали кроме Закона Божия русский язык, чистописание, арифметику..."

На Троицу "на большой площади, поросшей травой, на краю станицы открывалась шумная и веселая ярмарка, вертелась под звуки музыки карусель, продавалось мороженое, бублики и сласти. Казаки демонстрировали вольтижировку, рубку лозы, а потом были скачки по кругу, который был отмечен накануне праздника бороздой плуга".

Старый храм удачно  сочетал в себе черты древнерусских храмов с отдельными элементами, присущими византийскому зодчеству. Как и многие православные церкви, он представлял собой крестово-купольное сооружение с главным куполом на средокрестье и четырьмя меньшими куполами, сориентированными по частям света. Купола храма, в отличие от древнерусских  луковичных, имели правильную полусферическую форму, что было обусловлено не только временем создания, но и климатическим условиями Юга России с редкими снегопадами и мягкими непродолжительными зимами. 

Очертаниям куполов вторили классические полукружные арки, ажурно прорезавшие подкупольные барабаны, форма окон с полукружиями вверху и оформление входа. 

Здание четко делилось на 2 яруса: верхний и нижний, причем именно в верхней части сосредоточен был архитектурный декор. Главным украшением храма являлась ажурная кладка стен с углублениями в виде крестов по сторонам от входа и на боковых фасадах. Пропорции здания были уравновешенными, спокойными; основание его, лишенное каких-либо деталей и украшений, выглядело основательным, массивным.

В старых записях упоминают лестницу, высокие большие ступени. 

В храме Михаила Архангела хранилась большая тяжелая хоругвь, которую на четырех шестах выносили по большим праздникам. На ней были написаны 42 фамилии солдат казацкой заставы, погибших смертью храбрых во время интенсивных боевых действий при защите Крымского военного укрепления от горцев в 1858-1860 гг.. до пленения Шамиля.

В юго-восточной части территории церкви было небольшое церковное кладбище. Там хоронили знать и лиц духовного звания. Здесь же были похоронены и казачьи офицеры, погибшие в I мировую войну.

У самой стены, у самого алтаря был похоронен князь Иван Романович Багратион. Вокруг могилы - ограда. 

В звании полковника И. Р. Багратион командовал Северским драгунским полком, который дислоцировался в военном укреплении на территории нынешней станицы Северской. При переезде из укрепления Новотроицкого в Крымское укрепление в сопровождении 10 драгун на экипаж князя совершил нападение многочисленный отряд горцев. И.Р.Багратиона хотели взять живым, но он мужественно защищался и был убит. 

На скромную могилу возложили чугунную плиту с литой надписью выпуклыми буквами: «Северский Адагумский Его Императорского Величества Наследника Цесаревича полк - бывшему своему командиру Князю Ивану Романовичу Багратиону, убитому непокорными горцами 7 июня 1860 года». 

В его честь одна из центральных улиц была названа Багратионовской (нынешняя Коммунистическая).

После разрушения храма плита чудом сохранилась и много лет пролежала в подвале здания райисполкома (здание находилось рядом с парком и нынешним помещением суда).

Надгробная плита, снятая с могилы князя И. Р. Багратиона, - единственная из того, что осталось от храма Михаила Архангела. Сейчас она хранится в краеведческом музее станицы Северской.

 

...Революция. Гражданская война...

В трагической истории храма отразился этот кровавый период гонений на церковь. Что тогда происходило в крае? Как это отразилось на судьбах людей? 

"Отец Павел во время отступления белой армии бежал вместе с атаманом за границу из Новороссийска. После него стал Кискинов, грек..." – так об этих событиях повествует архивная запись.

На Кубани, как и по всей России, Церковь оказалась "вне закона" после 20 января 1918 г., когда был принят Декрет об отделении Церкви от государства и школы. 

Очередной вехой в истории гонений на православие в советской России становится принятый в 1922 г. Декрет об изъятии церковных ценностей.  Только по городу Краснодару из церквей было изъято серебряных предметов весом 23 пуда. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году было настреляно и замучено духовных лиц разного звания:

в Екатеринодарской губернии - 69,

в Черноморской      - 37,

в Ставропольской  - 139,

а  всего в России - 8100 человек православного духовенства.

В период с 1922 по 1939 гг. фактически было закрыто большинство храмов в городах и районных станицах епархии, многие из которых уничтожены до основания.

Действующими остались храмы только в Новороссийске, Армавире, Майкопе, Ейске. В Краснодаре остался действующим только Свято-Георгиевский храм. (Из архивов Епархии).

К 1937 году на территории СССР было закрыто 95% православных храмов. 

По воспоминаниям старожилов станицы Крымской, в 1931 г.  школьники обходили по домам все население и собирали подписи жителей "за закрытие церквей станицы". 

Вскоре после этого «церкви прекратили функционирование, а затем и были разрушены". На Слободке в районе СШ № 6 (тогда район, где жили иногородние) находился деревянный храм Святой Троицы, на месте детского сада № 1 - Армянская церковь, по улице Пролетарской находились Греческая церковь.  Их теперь нет. Все они были разрушены .

Свято –Михаило -Архангельский храм, главный храм нашей станицы, стал жертвой второй волны. 

Разграбленный, он был сначала закрыт для верующих, а в 1932 г. взорван и уничтожен.  Документы все исчезли.  Упоминаний о факте взрыва храма в краевых архивах нет нигде, но старожилы помнят, что «до голодовки 1933 года» (уж такие скорбные вехи в нашей истории памятны!) его уже не стало.  

На месте главной церкви теперь в Крымске парк,  а на месте кладбища - танцплощадка. 

Очень скудные сведения сохранились об этом времени в государственном архиве, потому что когда немцы в 1942 г. наступали, архив станицы Крымской не успели вывезти и всё сожгли, поэтому сохранились документы только с 1947 года. Нет даже фамилии последнего священника. По слухам, он был расстрелян.

Запросы в государственный архив и архив ФСБ результатов не дали.

Кто знает, может наши ближайшие родственники по непониманию принимали участие в этом злодеянии или одобряли его и сегодня ждут наших молитв. 

 

Возрождение.

Годы Великой Отечественной войны стали огромным испытанием для всего (верующего и неверующего) советского народа. Не случайно именно в 1942 году стали открываться уцелевшие храмы, возвращаться из лагерей батюшки, возобновляться службы. Чаяния всего народа были обращены к Господу.

Сразу после войны отношение властей к церкви улучшилось. 

Из архивов епархии.

В сентябре 1945 года открывается в арендованном здании Молитвенный дом Михаила Архангела, "в доме частного домовладельца за ремонт разбитого от бомбежки здания" на один год. Дом "малооборудован, бедность прихожан ужасная". Так пишет настоятель о. Виктор Новак  Владыке Флавиану, епископу Краснодарскому и Кубанскому в ноябре 1945 г.

Так началось возрождение Свято-Михайло-Архангельского храма.

Здание вмещало 80 человек. Колоколов не было, и "колокольный звон" производился в колесо автомашины по внутренней металлической части колеса. В документах есть интересная фраза: "разрешение на приобретение таковых есть от Райисполкома". (Имеются в виду колокола).

За 4 месяца 1945 года было крещено 40 человек, из них 15 новорожденных детей.

Несмотря на нищенское существование, приход выделил деньги на патриотические цели и внес в фонд помощи семьям бойцов Красной Армии 980 рублей.

В 1948 году приобретается здание, которое после многих достроек и перестроек сохранилось до наших дней. В письме Архиепископу Гермогену от 15.12.52 г. указан адрес молитвенного дома: ул. Луначарского, 181. То есть, адрес ныне действующего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Не сразу храм приобрел нынешний внешний вид. 

Сначала само здание было каменное, а пристроенный алтарь - саманный, площадь храма без алтаря составляла 66 кв.м. Позже был пристроен коридор 2,5 м х 6 м.

Священник о. Максим Малеев с 1955 г. хлопотал о разрешении произвести ремонт молитвенного дома. Ему разрешили, но "...без подстройки куполов".

В 1956 г. инженером Ворониным была составлена документация на перестройку Молитвенного дома и начались работы. Фактически здание было построено заново. Объем работ значительно увеличен, за что отец Максим был переведен в Абинский приход, но по просьбе прихожан священника вернули в станицу Крымскую, и его стараниями к осени 1958 г. строительство было окончено. 15 ноября 1958 г. состоялось освящение Молитвенного дома.

В 60-е годы начался новый период гонений на Церковь.

В преддверии пасхальных праздников в телеграмме настоятеля в епархиальное управление от 14.04.61 г. читаем: "Освящение куличей церковной ограде горсоветом запрещено Как быть = Кравченя ="Крещение детей стало равносильным преступлению. Крещение могло совершаться только при наличии заявлений родителей, заверенных разрешением горсовета (или сельсовета). Но, руководители отказывались заверять подписи. По любому поводу - восстановления ли алтаря, покупки колоколов, перестройки здания - нужно было обращаться за разрешением к уполномоченному по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю. Церковь мужественно и терпеливо несла бремя строжайшего контроля со стороны властей. За все годы только один раз верующие заявили протест - 7 ноября 1958 г. хористы "не пели благодарственного молебна в честь 41-й годовщины Великого Октября..., мотивируя тем, что не место с церковного амвона хвалить достижения Советской власти, на это есть трибуны, устроенные на улицах и площадях".</p> <p style="text-align: justify;">История создания нового храма.

Об истории создания нового храма рассказывает благочинный храмов  Крымского округа , настоятель Свято – Михаило - Архангельского храма протоиерей Сергий Карпец: в мае 1991 года я подал прошение на имя Владыки с просьбой о благословении на строительство и начало разработки документации.В ноябре проект был готов, он обсуждался на совете архитекторов Краснодарского края в крайисполкоме. Параллельно подбирался участок. 21 июля 1991 г. был заложен первый камень. В мае 1992 г. начали рыть котлован и строить фундамент. Я служил священником в Твери, в Храме Белой Троицы. Храм тот запал в душу. Я нарисовал форму, прообраз, только больше, пропорции другие. Проектная группа: главный архитектор  Гиленко А.Н., главный инженер Чуносов В.Н. по моим рисункам разработали проект. Но в ходе строительства приходилось вносить поправки, изменения. Краевая государственная независимая экспертиза (начальник Кононенко В.П.), которая контролировала строительство, изменения наши одобрила.   До 1995 года строили фундамент, трудно, тяжело, много бетона заложили, 1600 блоков ФБС. В 1996 году - удорожание в 3 раза из-за повышения сейсмоустойчивости. В 1996 г. 15 июля 1-я бригада начала кладку, но не справилась и самоустранилась. Потом уже работала бригада из Краснодара, прораб Казарина В.Ф., мастер Суббота С. П. Эта бригада и закончила кладку 22 декабря 1998 года. Уложили 840 тыс. кирпича, более 1000 куб. м. бетона, более 70 тонн арматуры. </p> <p>         В 1999 г. в Волгодонске заказали купола. Первые два купола установили в этом же году на Пасху, остальные - на Троицу. В 1999 г. весь Храм оштукатурили, накрыли оцинкованным железом, в 2000 г. прошпаклевали, начали писать иконы. В 2001 году храм был освящен и начал свою жизнь. По эскизам отца Владимира Фролова начали сооружать иконостасы, сначала главный, потом два боковых (скульптор-архитектор Косюга А.И.) Отец Владимир написал иконы для иконостаса и двух пределов. В росписи иконостаса было решено остановиться на византийском стиле. Строили  всем миром. Сразу был создан Попечительский Совет. Жертвовали коллективы города  и отдельные  граждане. Проводили  два  марафона  по   сбору  средств:  в 1992 и 1996 г.

В 2001 года новый храм был освящен Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором Новый храм стал поистине архитектурной жемчужиной города.

Он представляет собой сочетание крестово-купольного сооружения с элементами шатровой архитектуры в колокольне. Удачно найдено решение фасадов здания. Четкие, нерасчлененные, лаконичные, они подчеркивают стройные гармоничные пропорции храма. Большие окна с полукруглым завершением, прорезающие массивы стен по боковым фасадам, придают зданию легкость, изящность, подчеркивают законченность и простоту его форм. В основу декоративного решения положено сочетание естественной красоты кирпичной кладки, сложенной с большим мастерством, с нарядным оформлением его куполов, отливающих золотом на ярком солнце. Храм расположен на возвышенности и прекрасно вписывается в общую панораму города, полностью просматриваясь с трех сторон (наиболее благоприятный вид с главного моста и берега реки). Новый Храм по праву стал главной определяющей деталью центральной части города.В последние годы храм обновился росписью стен и потолков.  По сюжетам, изображенным на стенах, можно изучать Святое Писание и историю  Православия. Убранство храма создает особый молитвенный настрой. Освящен второй предел в честь святых царственных мучеников. В нижнем ярусе располагается крестильный зал, работает воскресная школа, которую возглавляет регент  Михайличенко Галина Александровна. Здесь ребята познают азы церковной грамоты, учатся писать иконы и петь на клиросе. Для прихожан всегда открыты двери православной библиотеки.  Чудесен церковный двор.  Все продумано здесь до мельчайших деталей – цветы на клумбах, зацветая ранней весной, радуют глаз до поздней осени, поочередно сменяя друг друга. А как приятно летом после службы отдохнуть в тени беседок, любуясь розарием и красивым фонтаном.     Цветы с каждым годом разрастаются и чувствуют себя великолепно – так живая природа реагирует на горячую молитву, звучащую в храме.Воистину, наш храм - это дом Божий на земле.  Главный престольный праздник храма - 21 ноября – день Архистратига Божия Михаила и  Всех Сил Бесплотных.

Подробнее...